Два порта Северо-Запада продемонстрировали резкий рост грузооборота по итогам 2021 года. Это показательно на фоне спокойной динамики грузооборота морских торговых портов России (рост на 1,7% к 2020 году, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ) и российских портов Балтийского моря (рост на 4,7%).
По только что опубликованным данным ФГБУ “Администрация морских торговых портов Балтийского моря”, грузооборот порта Выборг в 2021 году вырос на 60% — в основном за счет угля и кокса, перевалка которых увеличилась в 2,6 раза. Также на 17% увеличилась перевалка минеральных удобрений — второго по объему вида грузов. Заметную положительную динамику показал также Мурманский порт. В данном случае, как поясняют эксперты, позитивным фактором стало резкое сокращение экспорта рыбы в Китай.
Низкая база и энергетический кризис
Пресс-служба порта “Выборг” в ответ на запрос РБК Петербург о причинах увеличения грузооборота прислала такое объяснение: “Рост грузооборота в Морском порту Выборг за январь—декабрь 2021 года в первую очередь связан с общемировой тенденцией повышения спроса на уголь и кокс. В 2021 году наш партнер по проекту модернизации ООО “Порт Логистик” заключило контракты с экспортерами угля и кокса в страны Европы (Швеция, Польша), а также страны Балтийского региона. Благодаря сотрудничеству с компанией ООО “Терминал”, производственный и технологический комплекс которого по своим техническим характеристикам связан с морским портом Выборг, в полном объеме возобновилась работа по перевалке наливных неопасных пищевых и непищевых грузов на причале № 13″.
Эксперты, комментируя успехи порта в минувшем году, указывают на два обстоятельства. Первое из них — эффект низкой базы, полагает директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании “Морстройтехнология” Александр Головизнин. По его словам, в 2020 году перевалка всех грузов сократилась на 44%, угля и кокса — на 73%. Причиной этого стало падение мировых цен, вызванное “зеленой” политикой Евросоюза, полагает эксперт. За 2021 год объемы полностью не восстановились, они все еще меньше объемов 2019 года на 11%, в том числе перевалка угля и кокса — меньше на 31%. “При этом нельзя не отметить реальный успех небольшого порта. На благоприятной конъюнктуре им удалось практически полностью отыграть падение 2020 года. Далеко не всем их коллегам удалось это сделать”, — говорит Головизнин.
Вторым фактором роста для порта “Выборг” стал энергетический кризис в Европе. О увеличении объемов экспорта угля в Выборге ранее в разговоре с “Ведомостями” сообщал начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. По его мнению, причиной повышенного спроса на уголь стала холодная зима в Европе. Из-за этого европейские страны запустили угольные электростанции, которые уже собирались вывести из эксплуатации. Однако достаточных запасов угля для их работы в Европе не оказалось.
В 2021 году из-за газового кризиса в Европе спрос на энергетический уголь вырос еще больше. В связи с этим Александр Головизнин отмечает, что по оценкам мировых экспертов примерно до 2040 года спрос на энергетический уголь из-за сложности его замещения на “зеленые” источники сохранится практически на нынешнем уровне — в физическом выражении, хотя его доля в энергетическом балансе будет снижаться.
Рыбная диверсификация
Второй из отличившихся в 2021 году — Мурманский рыбный порт. Его грузооборот в 2021 году вырос на 20,7% (перевалка — на 21,4%) — главным образом за счет роста, по данным Россельхознадзора, поставок российской рыбы в Норвегию в 2,5 раза в сравнении с объемом 2020 года. Такая динамика укладывается в общероссийский тренд резкого роста в 2021 году экспорта рыбы и морепродуктов в целый ряд стран, о котором сообщал Россельхознадзор. Помимо Норвегии, в 2,7 раза выросли поставки в Германию, в 2,2 раза — в Польшу, в 2 раза — во Францию и Португалию и т.д. Правда, по данным ФТС России за 11 месяцев 2021 года общий объем экспортных поставок рыбы свежей и мороженной снизился на 15,4%.
По мнению члена правления Гильдии НП “ГПУ ВЭД “ГЕРМЕС” Юрия Ковалева это произошло из-за того, что Китай, крупнейший (около 70%) импортёр российской рыбной продукции, в конце 2020 года из-за коронавируса закрыл свои порты для приёма всех грузов, кроме контейнерных (запрет действует до сих пор). В результате промысловики увеличили поставки на внутренний рынок и диверсифицировали экспорт.
При этом, отметим, динамика Порта Санкт-Петербург не отличается резкими колебаниями. Его общий грузооборот в 2021 году увеличился на обычные 4% — до 62 млн тонн. Рост по отдельным видам наиболее значимых по объемам грузов также демонстрирует стандартную динамику: генеральных — на 13%, навалочных — на 9%, нефтепродуктов — на 1%, а контейнерные грузы и вовсе продемонстрировали снижение на 2%.
РБК