Как свидетельствуют данные информационного агентства Bloomberg, по итогам I квартала 2023-го года Китай впервые стал мировым лидером по экспорту автомобилей. Таких результатов он во многом добился благодаря усиленным поставкам техники в Россию, откуда после 24-го февраля 2022-го года ушли крупнейшие мировые автобренды.
Так, за первые три месяца 2023-го года Китай экспортировал в другие страны 1,069 млн. транспортных средств, в то время как Япония поставила на внешние рынки 1,047 млн. машин.
Таким образом, Китай обошел признанфных мировых лидеров в автомобилестроении — Японию и Германию.
В Китайской ассоциации производителей рассчитывают, что по итогам всего года экспорт автомобилей из КНР превысит показатель в 4 млн. транспортных средств. Для сравнения: еще несколько лет назад поставки техники из Китая на внешние рынки колебались где-то в районе 1 млн. машин в год.
При этом стоит отметить, что росту китайского экспорта в значительной мере поспособствовала ситуация в России, откуда после 24-го февраля 2022-го года ушли основные мировые автопроизводители, оголив тем самым рынок транспортных средств, а отечественные компании, завязанные на поставки комплектующих из-за рубежа, не смогли так наладить производство, чтобы заместить ушедший объем.
В итоге, китайские концерны воспользовались ситуацией и начали активно заполнять образовавшуюся нишу, забирая попутно и долю у российских брендов. Так, например, на рынке новых грузовых автомобилей доля «КамАЗа» в I квартале 2023-го года упала более чем на 15%, по сравнению с аналогичным периодом 2022-го года, и составила всего 25%. В то время как прирост китайских марок выражается трехзначными числами, а все они совокупно занимают больше половины рынка.
Причем такой бренд, как Sitrak, до 2022-го года вообще не присутствовал в России, а сейчас уже уверенно держит второе место в рейтинге по продажам.
Вместе с тем у тех, кто пользуется китайскими автомобилями, остаются вопросы к качеству этих транспортных средств, в том числе к качеству металла, к уровню безопасности, расходу топлива и др.
Однако у российских водителей остается не так-то много вариантов для покупки новых транспортных средств. Европейские и американские бренды доставляются в страну по параллельному импорту, что гораздо дороже и дольше. Кроме того, по параллельному импорту затем надо будет доставлять и запчасти для ремонта.
Российские же концерны по-прежнему не в состоянии удовлетворить все потребности рынка. При этом они зависят от поставок комплектующих, главным образом тоже из Китая.